Отличия Белорецкой и других узкоколейных железных дорог

ЧТО ТАКОЕ УЗКОКОЛЕЙКА




НА ГЛАВНУЮ




Чупакабра в Башкирии /     Оренбургская область /     Республика Алтай /     Челябинская область /     Москва и Московская область /     Нижегородская область /     Тульская область /     Новосибирская область /     Украина /     Беларусь /     Казахстан /  


    

     Что такое узкоколейные железные дороги, в частности Белорецкая, и чем узкоколейки отличаются от обычных железных дорог? Самое очевидное отличие – ширина колеи. Она значительно меньше стандартной, ширина которой около 1,5 метров. Получается, что все, что меньше – узкоколейка.

     Самая распространенная ширина пути узкой колеи в РФ и на просторах бывшего СССР – 750 миллиметров. В 1980 – годах протяженность узкоколейных путей по всей стране составляла многие десятки тысяч километров. Существуют ли еще более «узкие» колеи, чем в «стандартной» узкоколейке? Конечно. Так в целом ряде промышленных предприятий существует колея 600 мм, а в Красноярске существовала короткая ветка с путями колеей всего 315 мм. Но все же самой распространенной была колея именно 750 мм.

     Одной из отличительных особенностей узкоколеек является малый радиус кривых, что позволяет путям петлять вдоль берега реки или по горным склонам. Кроме того, сама узкоколейная железная дорога значительно проще и дешевле строительства путей обычной колеи, ведь нет необходимости в возведении огромных эстакад, тоннелей и других сложных сооружений. По идее, строительство узкоколейки не дороже строительства автодороги. При этом узкоколейные перевозки значительно дешевле автомобильных. Да и сами вагоны узкоколеек только выглядят игрушечными. На самом деле грузоподъемность каждого стандартного узкоколейного вагона в 2 – 3 раза побольше чем у тяжелого грузовика. Небольшими размерами отличаются и узкоколейные локомотивы.

     Как и на «большой» железной дороге, на узкоколейке есть магистральные локомотивы, маневровые и всевозможные вспомогательные. На небольших по протяженности дорогах основные перевозки осуществлялись мотодрезинами. Часто эти дрезины были переделанными грузовиками и даже тракторами.

     На фоне локомотивов обычной колеи узкоколейная техника выглядела почти игрушечной. Была ли единая сеть узкоколейных железных дорог? Нет. Единой сети узкоколеек в масштабах страны не существовало. В любом случае стальные нитки либо к путям широкой колеи, либо к городам или речным портам.

     Белорецкая узкоколейка была одной из самых протяженных. Ее нитка протянулась на три сотни километров. Другие узкоколейки были значительно короче и редко превышали сотню километров. В ряде случаев строились и совсем небольшие узкоколейки, протяженностью всего несколько километров. Часто такие дороги соединяли промышленные предприятия с местами добычи торфа.

     Узкоколейки развивались параллельно дорогам широкой колеи. В середине прошлого века узкоколейные паровозы сменялись тепловозами. На многих узкоколейных железных дорогах применялась автосцепка, семафоры и другие технические новинки. Все было как на «широких» дорогах, только легче и проще.





Магнитогорск