Челябинск узкоколейная железная дорога

Узкоколейка в Челябинске




НА ГЛАВНУЮ

КАРТА




Чупакабра в Челябинской области /     Оренбургская область /     Нижегородская область /     Башкирия /     Республика Алтай /     Москва и Московская область /     Тульская область /     Новосибирская область /     Украина /     Беларусь /     Казахстан /  


     Челябинская узкоколейная железная дорога – это не просто дорога, это символ тех времен, когда она строилась. Проектирование железной дороги институтом Челябгипротранс началось еще осенью 1939 года. Не трудно догадаться, что было дальше. Проект был готов весной еще мирного 1940 года. После окончания весенней распутицы, а именно 12 мая 1940 года комсомольцы Челябинска приступили к строительству первой очереди дороги. К началу лета 1941 года узкоколейка была уже практически готова и торжественное открытие планировалось на первое воскресенье августа, когда по всей стране отмечался День железнодорожника. Но тут грянула война.

     Рельсы были демонтированы для нужд промышленных узкоколеек, работавших на обеспечение обороноспособности страны. Паровозы были направлены в том же направлении, и ни один из них не вернулся. Война закончилась в 1945 – м, но насыпи, с которых были сняты рельсы, так и остались пустыми. Постепенно начиналось восстановление огромной страны. Рельсовый путь на Челябинской узкоколейке появился только в 1949 году. Движение было открыто на участке протяженностью менее километра. Но это было только начало. Первый поезд, который пробежал по вновь открывшейся Челябинской узкоколейке состоял из трех открытых пассажирских вагонов типа дилижанс, где выходы на платформу от каждого ряда сидений.

     Узкоколейка Челябинска с этого времени развивалась и в 1953 году ее длинна составляла около двух километров. В это время была построена новая станция – Водная. Как не нужный, был разобран разъезд номер 1 – бывшая конечная станция. В 1961 году дорога вновь была реконструирована – построена станция Пионерская, протяженность пути увеличилась до четырех километров. В таком виде дорога проработала до конца 80-х годов прошлого века.

     До середины 50 – х годов в непосредственной близости от пути узкоколейки пролегал путь широкой колеи, предназначенный для обслуживания мельзавода. По этому пути доставлялось не только зерно к месту переработки. Короткое ответвление узкоколейки к этому пути служило местом доставки нового узкоколейного подвижного состава, прибывавшего на платформах широкой колеи. После ликвидации ветки широкой колеи к мельзаводу, соответствующее ответвление узкоколейки так же было разобрано.

     В 70 – х годах все перегоны были оборудованы полуавтоматической блокировкой. На станции Водная действовала электрическая централизация, на остальных – ключевая зависимость стрелок и сигналов. Все было достаточно перспективно и Челябинская узкоколейка выглядела весьма перспективно даже на фоне развитых промышленных узкоколеек.

     Челябинская узкоколейка развивалась и дальше. В 80 – х годах был подготовлен путь до входа в парк. Открытие этого участка превращало Челябинскую узкоколейку из аттракциона в транспортную систему. В связи с наступившими кошмарными 90 – ми, на строительство новой станции не хватило средств. В это время, когда вся страна приходила в упадок, Челябинская узкоколейка пережила самые трудные времена. К середине 90 – х дорога перестала действовать.

     Вашему вниманию представлен уникальный снимок. Тепловоз ТУ – 2 с заколоченными окнами на заросшей кустарником станции. Такого дорога не видела с военных времен. Чтобы выжить в суровых условиях диких 90 – х, руководство дороги пошло на крайние меры.

     Малоизвестный, но уникальный факт: локомотивы Челябинской узкоколейки отправились работать…. на Белорецкую дорогу. Да, именно там, в 90 – е трудились Пионер, Комсомолец и Космонавт. Так назывались и называются до сих пор эти ТУ – 2, каждый из которых носит собственное имя. В конце 90 – х начался упадок самой Белорецкой узкоколейки. Монстр, протянувшийся почти три сотни километров, приходил в упадок. Доставка на центральную станцию Белорецкой железной дороги – Белорецк ширококолейного подвижного состава с Туканской линии на узкоколейных тележках, что само по себе уникально, легла на Челябинские ТУ – 2.

     Только они, с их электрической трансмиссией, могли обеспечить эту весьма сложную буксировку.

     Локомотивы Челябинской узкоколейки отработали в горах Белорецка на отлично. Челябинская дорога в это время получила новый эффективный менеджмент. Ненужные Белорецкой дороге тепловозы, вместо того, чтобы быть порезанными в металлолом, вернулись в столицу южного Урала.

     Вместе с этим развивался и удлинялся путь Челябинской узкоколейки. Станция под названием Звездная, была построена у самого входа в парк. Конечной стала новая станция Солнечная. Новые станции дополнили протяженности Челябинской узкоколейке. В настоящее время узкоколейная железная дорога и примыкающий к ней Челябинский зоопарк стоят того, чтобы их посетить. Развеяться и получить новые впечатления никогда не поздно, так что вперед.





Магнитогорск