Белорецкий комплекс предприятий
История развития комбината начинается с 1762, когда
горнозаводчиками И.Б. Твердышевым и
И.С. Мясниковым в излучине реки Белой, на южных
отрогах Уральских гор, был основан доменно –
передельный завод, а сам горнозаводской поселок
положил начало городу Белорецку.
Белорецк – первоначально чугуноплавильный и железоделательный
Основан в 1762 году, первая плавка чугуна
состоялась 9. 12. 1767 года. После Крестьянской
войны 1773-75 разрушенный завод восстановлен
и выплавка чугуна в 1777 составила 110130 пудов.
В 1783 Белорецкие заводы перешли во владение
Д.И.Пашковой.
В 1874 по требованию кредиторов заводы с землей
были проданы торг. дому "Boгay u Ko".
После реконструкции в конце 19 века оборудование
Белорецкого завода составило 3 доменные и
2 мартеновские печи.
В 1916 торговый дом продал акции Белорецких
заводов Международному и Санкт Петербургскому
учетному и ссудному банкам.
В начале 1920 – х годов завод был национализирован.
В 1940 году в состав БМК вошли другие
производственные подразделения и средства
транспортировки.
В 1957 в состав комбината вошел сталепроволочно –
канатный (ранее проволочно-гвоздильный) завод.
В 1980 – е годы выплавлялось до 200 тыс. тонн
чугуна, производилось около 150 марок стали.
Тирлян – первоначально чугуноплавильный и железоделательный
Основан в 1803 году, как вспомогательный в
дополнение к Белорецкому. В конце 19 – го века на
Тирлянском заводе действовали 2 доменные печи,
4 молота.
В 1940 году вошел в состав БМК.
Узкоколейка – грузопассажирские перевозки
В 1890 – х в 150 километрах севернее Белорецка
прошел Транссиб. Линия Самара – Челябинск.
Соединение Транссиба с Белорецком посредствам
линии широкой колеи было признано невозможным.
В 1909 году началось строительство узкоколейки до
Белорецка. Строительство началось от станции
Запрудовка, расположенной на Транссибе.
В 1912 году строительство первой очереди было
завершено на станции Белорецк.
В 1913 году началось строительство второй очереди
к горе Магнитной, но в связи с начавшейся вскоре
войной, было остановлено.
В 1920 – х началось строительство Туканской линии.
Ломовка – грузовые перевозки
Основана с появлением необходимости в
масштабных (для свого времени) перевозках грузов,
и, соответственно, потребностью в разведении ломовых
лошадей.
В 1920 – х значимость этого промысла постепенно
исчезла.
Магнитная – гора
С середины 1800 – х годов велась
добыча руды для нужд Белорецких
заводов. Руда доставлялась в
Белорецк и Тирлян обозами.
В 1920 – х годах доставка руды
с Магнитной прекратилась
в виду строительства у ее
подножья огромного
металлургического завода.
Тукан – горнорудное производство
С начала 1800 – х годов обеспечивал
рудой плавильные печи комплекса
Белорецких заводов
В 1920 – х при помощи узкоколейки
соединился со станцией Белорецк.
В 1980 – е годы добыча составляла около
200 тыс. тонн железной руды.
|