Объекты на Белорецкой узкоколейной железной дороге

ОБЪЕКТЫ БЕЛОРЕЦКОЙ УЗКОКОЛЕЙКИ




НА ГЛАВНУЮ




    

Белорецкий комплекс предприятий

История развития комбината начинается с 1762, когда 
горнозаводчиками И.Б. Твердышевым и 
И.С. Мясниковым в излучине реки Белой, на южных 
отрогах Уральских гор, был основан доменно – 
передельный завод, а сам горнозаводской поселок 
положил начало городу Белорецку.

Белорецк

– первоначально чугуноплавильный и железоделательный

Основан в 1762 году, первая плавка чугуна 
состоялась 9. 12. 1767 года. После Крестьянской 
войны 1773-75 разрушенный завод восстановлен 
и выплавка чугуна в 1777 составила 110130 пудов. 
В 1783 Белорецкие заводы перешли во владение 
Д.И.Пашковой. 
В 1874 по требованию кредиторов заводы с землей 
были проданы торг. дому "Boгay u Ko". 
После реконструкции в конце 19 века оборудование 
Белорецкого завода составило 3 доменные и 
2 мартеновские печи.
В 1916 торговый дом продал акции Белорецких 
заводов Международному и Санкт Петербургскому 
учетному и ссудному банкам.
В начале 1920 – х годов завод был национализирован.
В 1940 году в состав БМК вошли другие 
производственные подразделения и средства 
транспортировки.
В 1957 в состав комбината вошел сталепроволочно – 
канатный (ранее проволочно-гвоздильный) завод.
В 1980 – е годы выплавлялось до 200 тыс. тонн 
чугуна, производилось около 150 марок стали.

Тирлян

– первоначально чугуноплавильный и железоделательный

Основан в 1803 году, как вспомогательный в 
дополнение к Белорецкому. В конце 19 – го века на 
Тирлянском заводе действовали 2 доменные печи, 
4 молота.
В 1940 году вошел в состав БМК.

Узкоколейка

– грузопассажирские перевозки

В 1890 – х в 150 километрах севернее Белорецка 
прошел Транссиб. Линия Самара – Челябинск. 
Соединение Транссиба с Белорецком посредствам 
линии широкой колеи было признано невозможным.
В 1909 году началось строительство узкоколейки до 
Белорецка. Строительство началось от станции 
Запрудовка, расположенной на Транссибе.
В 1912 году строительство первой очереди было 
завершено на станции Белорецк.
В 1913 году началось строительство второй очереди 
к горе Магнитной, но в связи с начавшейся вскоре 
войной, было остановлено.
В 1920 – х началось строительство Туканской линии.

Ломовка

– грузовые перевозки

Основана с появлением необходимости в 
масштабных (для свого времени) перевозках грузов, 
и, соответственно, потребностью в разведении ломовых 
лошадей.
В 1920 – х значимость этого промысла постепенно 
исчезла.

Магнитная

– гора

С середины 1800 – х годов велась  
добыча руды для нужд Белорецких  
заводов. Руда доставлялась в 
Белорецк и Тирлян обозами.
В 1920 – х годах доставка руды 
с Магнитной прекратилась 
в виду строительства у ее 
подножья огромного 
металлургического завода.

Тукан

– горнорудное производство

С начала 1800 – х годов обеспечивал 
рудой плавильные печи комплекса 
Белорецких заводов
В 1920 – х при помощи узкоколейки
соединился со станцией Белорецк.
В 1980 – е годы добыча составляла около 
200 тыс. тонн железной руды.




Магнитогорск