Уфимская узкоколейка была построена в 1953 году. Сама компоновка дороги неоднократно менялась, но на момент открытия дорога представляла из себя огромную восьмерку, протянувшуюся по парку. В центре восьмерки было глухое пересечение путей на одном уровне.
Первый паровоз Уфимской дороги был привезен с Белорецкой узкоколейки. Возможно, его привезли с действующей на тот момент станции Инзер, но это выглядит маловероятным, ведь автомобильная дорога между Инзером и Уфой появилась намного позже. Да и с тягачами, способными пробиться с тяжелым грузом по грунтовкам горных перевалов, тогда было несколько напряжено. Остается один способ доставки: на станции Запрудовка, в месте соединения Белорецкой узкоколейки с Транссибом, паровоз был погружен на железнодорожную платформу и отправлен в Уфу.
Вернемся к самой Уфимской узкоколейке. И так: восьмерка была длинной около двух километров. Паровоз таскал вагоны, сделанные силами Уфимских железнодорожников. Для того времени нет ничего удивительного в том, что пассажирские вагоны были сделаны на основе стандартных грузовых платформ.
Постепенно на узкоколейке на смену паровозу пришел тепловоз. Им был стандартный для подобных дорог ТУ – 2. Самодельные вагоны были заменены на вагоны заводского изготовления.
Изменения коснулись и самих путей. После проведенной реконструкции форма дороги превратилась из восьмерки в петлю, какой и продолжает оставаться до настоящего времени. Кстати, один самодельный вагон был снова переделан в грузовую платформу и на нем осуществлялись перевозки грузов для обеспечения работы дороги.
Дикие 90 – е прошлись и по Уфимской узкоколейке, правда значительно слабее, чем по другим дорогам. Единственная станция узкоколейки – Пионерская была переименована в Юность. Поезд, гордо носивший имя Пионер Башкирии, стал Юным железнодорожником. Главное, что борьба с ветряными мельницами не сказалась на работе самой узкоколейки. Дорога действует и в настоящее время.
|